Сервис звонка с сайта RedConnect
(495) 917-27-78
621-59-77
Москва, метро Китай-город, ул. Солянка, д.9, стр.1
Главная >>> Пресс-центр >>> Статьи 2012 года >>> О предоставлении обслуживающему банку договоров аренды помещения по фактическому адресу

О предоставлении обслуживающему банку договоров аренды помещения по фактическому адресу

Вопрос:

У Общества в настоящее время отсутствуют договоры аренды помещений как по его юридическому, так и по фактическому адресу. От всех обслуживающих банков со ссылкой на информацию, поступившую от налоговых органов, Обществом получены запросы о предоставлении договоров аренды помещения по фактическому адресу. Просим Ваших рекомендаций, что делать в такой ситуации?

 

Ответ:

Поводом для направления банком Обществу письма по вопросу отсутствия его по юридическому адресу могло послужить получение банком от налогового органа запроса налогового органа о наличии в банке счетов Общества и (или) об остатках денежных средств на счетах Общества или о предоставлении выписок по операциям на счетах. Такие запросы направляются налоговыми органами в банки в порядке, установленном Приказом ФНС РФ от 05.12.2006 г. № САЭ-3-06/829@ «Об утверждении порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе и форм соответствующих запросов».

В соответствии с приложением к форме запроса, утвержденной данным Приказом, в его мотивировочной части подлежит обязательному отражению основание его направления банку. Причем одним из таких оснований является отсутствие налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах.

Иными словами, из представленного письма банка можно заключить, что факт отсутствия Общества по адресу его государственной регистрации выявлен не банком, а именно налоговым органом.

Предложение представить в банк заверенную копию договора аренды, подтверждающего адрес фактического нахождения Общества, вероятно, является инициативой банка, поскольку налоговый учет организаций-налогоплательщиков осуществляется по месту их нахождения, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, то есть по их юридическим адресам (см. п. 3 ст. 83 НК РФ).

 В то же время фактический адрес нахождения организации может интересовать налоговые органы в рамках проводимой ими работы по выявлению обособленных подразделений организации. При этом за отсутствие постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация-налогоплательщик несет налоговую ответственность в соответствии со ст. 116, 117 НК РФ  (см. Письмо ФНС РФ от 10.10.2000 г. №  БГ-6-12/791@).

Правомерность применения меры налоговой ответственности, предусмотренной ст. 116 НК РФ за непостановку на учет организации, зарегистрированной в г. Москве по месту ее фактического нахождения также в г. Москве подтверждено Постановлениями   ФАС Московского округа от 20.06.2002 г. № КА-А40/3864-02 и от 20.06.2007 г. № КА-А40/5386-07).

По вопросу о последствиях отсутствия организации по мету ее регистрации (юридическому адресу) сообщаем следующее.

Прежде всего следует отметить, что налоговые органы на основании п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» обладают правом обращения в арбитражный суд с заявлением о признании государственной регистрации юридического лица недействительной и (или) о ликвидации юридического лица. Наличие у налоговых органов такого права подтверждается Постановлением ФАС Московского округа от 27.07.2011 г. № КГ-А41/6226-11, в котором также подробно описаны основания удовлетворения соответствующих исков.

Удовлетворение судом заявления о признании государственной регистрации Общества недействительной по основанию его отсутствия по адресу регистрации возможно, но определенно не означает прекращения правоспособности Общества, его ликвидацию и исключение из ЕГРЮЛ, поскольку данное нарушение носит устранимый характер (п. 2 ст. 61 ГК РФ и Постановление Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 г. № 6843/08).

Кроме этого, представляется весьма затруднительным доказать сам факт отсутствия организации по ее юридическому адресу. Так, в Письме Минэкономразвития РФ от 18.03.2010 г. № Д06-819 разъясняется, что «адрес юридического лица понимается в первую очередь как средство связи с юридическим лицом и может не определять его фактического местонахождения (так называемый юридический и фактический адреса общества)».

При этом также является очевидным, что никакой представитель организации не может находиться по ее юридическому адресу постоянно. В связи с этим надлежащим критерием присутствия организации по ее юридическому адресу может быть признано только обеспечение по этому адресу почтовой связи с организацией.

В то же время возврат почтовых отправлений, направленных организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу, в связи с их неполучением юридическим лицом также не может бесспорно свидетельствовать о фактическом отсутствии юридического лица по указанному адресу. Это обусловлено особенностями договоров об оказании услуг почтовой связи, определенных Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» и Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи». Данный факт признается непосредственно ФНС России (см. Письмо ФНС России от 05.05.2010 г. № МН-20-6/622).

 

На основании изложенного в ответ на поступившее письмо банка в подтверждение фактического нахождения Общества по адресу его государственной регистрации Обществом может быть представлена копия договора с отделением почтовой связи, а в сопроводительном письме со ссылкой на упомянутое  Письмо Минэкономразвития РФ от 18.03.2010 г. № Д06-819 целесообразно указать, что таким образом, с Обществом обеспечена связь по данному адресу.

Однако подтверждение фактического нахождения Общества только договором на оказание услуг почтовой связи не свидетельствует о законности использования Обществом самого данного адреса, принадлежащего другому лицу, и в связи с этим может быть только временной мерой и не освобождает Общество от необходимости решения вопроса о смене адреса государственной регистрации на новый адрес, принадлежащий Обществу на законных основаниях.

На необходимость именно законного использования юридическим лицом адреса его государственной регистрации указывает ряд судебных актов. Так, в Определении ВАС РФ от 19.11.2008 г. № 14799/08 суд высшей инстанции указал, что указание при государственной регистрации юридического лица в качестве адреса его государственной регистрации, который в действительности ему не принадлежит, равноценно отсутствию указания какого-либо адреса вообще и является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица. Соответственно выявление данного обстоятельства после государственной регистрации Общества не снимает риска признания его государственной регистрации недействительной.

Кроме этого, использование адреса может быть запрещено по требованию собственника соответствующего здания (Письмо ФНС РФ от 01.02.2005 г. № 14-1-04/253@ «По вопросам государственной регистрации юридических лиц»).

В судебной практике надлежащим юридическим адресом организации признается адрес, используемый ею на основании заключенного по этому адресу с другим лицом договора на почтово-секретарское (абонентское) обслуживание (Постановление ФАС Московского округа от 16.06.2005 г. № КГ-А40/4896-04).

При этом принципиальное значение имеет реальность сделки (договора), на основании которого юридическое лицо использует адрес в качестве адреса своей регистрации). В соответствии со ст. 170 ГК РФ «мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна», то есть «не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения».

В связи с этим в указанном Постановлении ФАС Московского округа суд пришел к выводу о законности использования организацией заявленного ею юридического адреса только удостоверившись в реальности договора на почтово-секретарское обслуживание.

По этой причине мы не можем давать комментарии по Вашему дополнительному вопросу о возможности использования услуг «по предоставлению юридического адреса», предлагаемых конкретной организацией - Закрытым акционерным обществом «Территориальное Агентство Развития Предпринимательства» (ЗАО «ТАРП»).

Можно лишь отметить, что по информации, размещенной на сайте данной организации www.tarp.ru предоставление данной организацией юридического адреса включает в себя договор аренды (субаренды) нежилого помещения или договор аренды рабочего места, предоставление по соответствующему адресу почтового обслуживания. Полагаем, что в целом данные условия приемлемы для использования при условии реальности договоров, предлагаемых ЗАО «ТАРП» к заключению на своем рекламном сайте.

 

Что касается вопроса об отсутствии у Общества как юридического, так и фактического адреса, то есть, по сути, имущественных прав на использование какого-либо помещения, то данная проблема уже выходит за рамки соблюдения Обществом законодательство о государственной регистрации юридических лиц.

Так, в соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) Общество как работодатель обязано обеспечивать своих работников средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей, а работник имеет право на рабочее место (ст. 21 ТК РФ).

В соответствии со ст. 209 ТК РФ «рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя».

При отсутствии у Общества имущественных прав на нежилое помещение данное требование фактически не соблюдается. Общество и его руководитель несут административную ответственность в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ.

С учетом всего изложенного считаем, что проблема, связанная с отсутствием у Общества договора, обеспечивающего использование на законных основаниях юридического адреса Общества и какого-либо жилого помещения для размещения рабочих мест должна решаться как комплексная и требует безотлагательного решения.