Сервис звонка с сайта RedConnect
(495) 917-27-78
621-59-77
Москва, метро Китай-город, ул. Солянка, д.9, стр.1
Главная >>> Пресс-центр >>> Статьи 2011 года >>> О распространении рекламной продукции стоимостью более 100 руб. за единицу

О распространении рекламной продукции стоимостью более 100 руб. за единицу

Вопрос:

1. Общество распространяет рекламную продукцию стоимостью более 100 руб. за единицу. Соответственно обязано начислить НДС к уплате в бюджет. Можно ли начисленную сумму НДС учесть в составе расходов на рекламу и отразить в учете записью Дт 44 Кт 68.2?

2. Общество получило от поставщика счет-фактуру, в котором не указана валюта (рубли). Можно ли вписать наименование валюты в счет-фактуру от руки самостоятельно?

Ответ:

1. Именно указанный Вами порядок отражения суммы НДС, начисленной при безвозмездной передаче рекламной продукции (Дт 44 Кт 68.2), по нашему мнению, является правильным по следующим основаниям, поскольку при безвозмездной раздаче рекламной продукции НДС, подлежащий уплате в бюджет никем не уплачивается Обществу сверх стоимости реализуемого товара в качестве косвенного налога и, таким образом, образует расход самого Общества (п. 2 ПБУ 10/99).

При этом возникновение у Общества обязанности по уплате в бюджет данной суммы НДС неразрывно связано с осуществлением самой рекламной акции и соответственно с осуществлением самих расходов на рекламу в виде стоимости раздаваемой рекламной продукции. Соответственно отнесение самих расходов на рекламу к коммерческим расходам и отражение их по счету 44 указывает также на то, что по указанному счету подлежит отражению и НДС, начисленный в связи с распространением рекламной продукции.

Указанные обстоятельства, по нашему мнению, также свидетельствуют об экономической оправданности понесенных Обществом расходов на уплату НДС в связи с раздачей рекламной продукции и соответственно о том, что Общество вправе учесть рассматриваемые расходы на уплату НДС для целей исчисления налога на прибыль в составе расходов на рекламу на основании п. 1 ст. 252 и пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Обращаем внимание, что Минфин РФ и ФНС РФ в своих разъяснениях исходит из того, что расходы в виде сумм НДС, уплачиваемых организацией при безвозмездной раздачей рекламной продукции, не могут быть учтены при исчислении налога на прибыль (Письма Минфина РФ от 22.09.2006 г. № 03-04-11/178, от 08.12.2009 г. № 03-03-06/1/792, от 11.03.2010 г. № 03-03-06/1/123, Письмо ФНС РФ от 20.11.2006 г. № 02-1-07/92). Однако, по нашему мнению, позиция Минфина РФ и ФНС РФ, выраженная в данных письмах основана на неверном толковании п. 16 и 19 ст. 270 НК РФ. Однако данная позиция Минфина РФ и ФНС РФ не поддерживается в судебно-арбитражной практике (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.08.2010 г. № А32-2525/2009-70/36).

Степень существенности налогового риска и его приемлемость каждый оценивает для себя самостоятельно. С учетом изложенного рекомендуем Обществу самостоятельно принять решение о целесообразности уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму НДС, начисленного при безвозмездной раздаче рекламной продукции.

2. Законодательством допускается оформление счетов-фактур комбинированным способом, то есть вписание в счет-фактуру, составленный с применением компьютерной техники отдельных реквизитов «от руки» (п. 14 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914).

Однако при этом должна быть обеспечена идентичность двух экземпляров одного счета-фактуры, находящихся у продавца и у покупателя (см. Письма Минфина РФ от 20.08.2010 г. № 03-07-11/359, от 13.04.2006 г. № 03-04-09/06).

По нашему мнению, данное требование соответствует самой сути оформления счетов-фактур в двух экземплярах, предусмотренного Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

Следует отметить, что имеется судебная практика, согласно которой обязанность по проверке идентичности экземпляров счетов-фактур на налогоплательщика не возложена и отсутствие идентичности экземпляров счетов-фактур покупателя и экземпляров, оставшихся у продавца, не является основанием для отказа покупателю в вычете НДС (Постановление ФАС Московского округа от 10.03.2010 г. № КА-А40/1521-10).

Однако, по нашему мнению, в рассматриваемом случае даже суд может принять в качестве существенного такое обстоятельство дела, что расхождения в экземплярах счетов-фактур относятся именно к тем их реквизитам, которые вписаны в них вручную, то есть произведены исправления, не санкционированные продавцом товара.

На основании изложенного считаем, что в случае внесения «от руки» реквизита «валюта» только в экземпляры счетов-фактур, находящиеся у покупателя Общества, не устраняет риска отказа в вычете НДС по данным счетам-фактурам. В связи с этим при внесении данного реквизита в счета-фактуры рекомендуем обеспечить идентичность счетов-фактур продавца и покупателя.