Сервис звонка с сайта RedConnect
(495) 917-27-78
621-59-77
Москва, метро Китай-город, ул. Солянка, д.9, стр.1
Главная >>> Пресс-центр >>> Статьи 2011 года >>> О порядке указания страны происхождения товара при продаже ввезенных Обществом импортных товаров

О порядке указания страны происхождения товара при продаже ввезенных Обществом импортных товаров

Вопрос:

Общество по договору поставки приобрело по импорту партию обуви китайского производства, в установленном порядке произвело таможенное оформление товара, при его ввозе на территорию Российской Федерации получило сертификат страны происхождения и сертификат соответствия товара. Однако далее, при продаже этого товара оптом дочерним организациям Общество указывает в товаросопроводительных документах страну происхождения товара - Россия (соответственно без номера ГТД), представляет покупателям сертификаты соответствия на аналогичную обувь собственного производства. Товар поставляется Обществом покупателям с наклеенной на него маркой Общества. Существует ли ответственность за такие действия для Общества и его руководителей?

Ответ:

Уважаемые пользователи!

В описанной Вами ситуации нарушение таможенного законодательства отсутствует.

«Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету…» (п. 1 ст. 169 НК РФ). В связи с этим последствия неверного оформления счетов-фактур определяются исключительно нормами налогового законодательства.

Действительно, в соответствии с пп. 13, 14 п. 5 ст. 169 НК РФ обязательными реквизитами счета-фактуры являются «страна происхождение товара» и «номер таможенной декларации».

Согласно п. 5 ст. 169 НК РФ, «налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах».

Следовательно, налоговая ответственность за несоответствие либо отсутствие этих сведений может быть возложена на налогоплательщика, реализующего товары с неверным указанием страны происхождения товара и номера ГТД.

Прямых норм, устанавливающих ответственность налогоплательщика-продавца именно за это нарушение, НК РФ не содержит. Однако полагаем, что неверное указание страны происхождения и номера ГТД в счетах-фактурах на товары, ввезенные Обществом (продавцом товара) на территорию Российской Федерации, создает существенные налоговые риски для Общества, связанные с возможностью признания неправомерным предъявление Обществом к вычету сумм НДС, уплаченных при ввозе этих товаров на территорию Российской Федерации, что обусловлено следующим.

Согласно общей норме п. 2 ст. 171 НК РФ, вычет сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, производится только в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС.

В случае, когда товары, ввезенные на территорию РФ, в дальнейшем не фигурируют в счетах-фактурах, предъявленных Обществом покупателями при их реализации в силу неверного указания в них страны происхождения и номера ГТД, формально по документам оказывается, что данные (именно эти, ввезенные товары) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, Обществом не использовались.

Кроме этого, согласно п. 1 Постановления Президиума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» недостоверность и противоречивость сведений, содержащихся в первичных документах, является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

Таким образом, если Общество при проведении мероприятий налогового контроля (камеральных, выездных налоговых проверок) не сможет доказать, что ошибка в виде неверного указания в выставленных счетах-фактурах страны происхождения товара и номера ГТД являлась технической ошибкой, в вычете сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ Обществу может быть отказано. Вместе с тем, исходя из содержания Вашего запроса, фактические обстоятельства дела опровергают технический характер данной ошибки, так как Общество представляло покупателю не только счета-фактуры на реализуемый товар как на товар собственного производства Общества, но и сертификаты соответствия, опровергающие то, что реализованный товар фактически являлся импортным. Данное обстоятельство может быть установлено налоговым органом при проведении встречной проверки покупателя товара.

В развитие последствий применения п. 1 Постановления ВАС РФ № 53 можно отметить, что при изложенных обстоятельствах (неверном указании страны происхождения и номера ГТД в счетах-фактурах) оказывается, что в состав расходов на производство и реализацию Общество также списывало не тот товар, который фактически реализовывался. В связи с этим расходы на производство и реализацию в виде стоимости реализованного товара могут быть также признаны неправомерно учтенными Обществом при исчислении налога на прибыль. То обстоятельство, что счета-фактуры (согласно вышеизложенному) предназначены только для вычета сумм НДС, не означает, что данные счетов-фактур не могут быть использованы налоговыми органами как косвенные доказательства искажения налогооблагаемой прибыли. Иное означало бы формальное применение норм ст. 169 НК РФ, в отрыве от фактических обстоятельств дела, что недопустимо (см. Постановления КС РФ от 6 июня 1995 года № 7-П, от 13 июня 1996 года № 14-П, от 28 октября 1999 года № 12-П).

Предоставление Обществом покупателям товара недостоверных сведений о его происхождении является недобросовестной конкуренцией (пп. 1 и 2 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). За данные деяния установлена административная ответственность частью 1 ст. 14.33 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; для юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Что касается маркировки ввезенных Обществом товаров собственным товарным знаком, то такое использование товарного знака не является нарушением действующего законодательства. В соответствии с п. 2 ст. 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо ввозятся на территорию Российской Федерации.

В связи с этим в описанных действиях Общества мы не усматриваем состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 14.33 КоАП РФ.