Сервис звонка с сайта RedConnect
(495) 917-27-78
621-59-77
Москва, метро Китай-город, ул. Солянка, д.9, стр.1
Главная >>> Пресс-центр >>> Статьи 2011 года >>> О порядке оформления результатов камеральной налоговой проверки

О порядке оформления результатов камеральной налоговой проверки

Вопрос:

В последнее время у Общества проходит много камеральных налоговых проверок. Акты камеральной проверки представляются налоговыми органами не по всем из них. Как согласно НК РФ должны оформляться результаты камеральной налоговой проверки, не выявившей нарушений? Какой документ должен быть вручен Обществу налоговым органом по результатам такой камеральной проверки? Или никакого?

Ответ:

Уважаемые пользователи!

Согласно п. 4 ст. 88 НК РФ, при проведении камеральной проверки «если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса».

По смыслу данной нормы, акт камеральной налоговой проверки составляется только в том случае, если данной проверкой будут выявлены допущенные налогоплательщиком нарушения налогового законодательства, а в случае, когда камеральная налоговая проверка не выявила никаких нарушений, никакой документ, свидетельствующий об окончании камеральной проверки налоговым органом не составляется и налогоплательщику не вручается.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Еще десять рабочих дней отведено налоговому органу на составление акта налоговой проверки и пять рабочих дней с даты составления акта камеральной налоговой проверки – на вручение этого акта налогоплательщику (п. 1, 5 ст. 100 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вместе с тем проведение камеральной проверки за пределами указанного срока не является основанием для признания недействительным решения налогового органа, вынесенного по результатам такой проверки (см. п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 г. № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», Постановление ФАС Московского округа от 14.05.2010 г. № КА-А40/4445-10, Оставленное в силе Определением ВАС РФ от 25.08.2010 г. № ВАС-11456/10). При этом, имея в виду факт пропуска налоговым органом установленных сроков проведения камеральной проверки, Высший Арбитражный Суд РФ в данном Определении указал, что «судами не установлено существенных нарушений порядка проведения проверки, являющихся безусловными основаниями для признания решений инспекции недействительными».

В то же время в другом судебном акте Федерального арбитражного суда Московского округа выражена иная позиция по поводу последствий пропуска налоговым органом срока проведения камеральной проверки. Суд указал на следующее: если в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ для проведения камеральной налоговой проверки, налоговый орган не обращается к налогоплательщику с требованием представить документы, подтверждающие правильность исчисления налога, налогоплательщик вправе предполагать, что у налогового органа нет сомнений в правильности исчисления налога. При таких обстоятельствах нельзя признать законным решение налогового органа, которым налогоплательщику доначислены налоговые платежи, а ссылка на п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 г. № 71 (Постановление ФАС Московского округа от 05.04.2010 г. № КА-А40/2875-10). Данная правовая позиция выражена также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 г. № 10349/09.

На основании изложенного последствия пропуска налоговым органом трехмесячного срока на проведение камеральной налоговой проверки следует оценивать так:

1) Если в течение указанного трехмесячного срока проведения камеральной проверки налоговый орган истребовал у Общества документы для ее проведения – срок вручения налоговым органом Обществу акта камеральной налоговой проверки практически не органичен. Однако при этом действует общий срок давности привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения: три года со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение (п. 1 ст. 113 НК РФ);

2) Если в течение указанного трехмесячного срока проведения камеральной проверки налоговый орган не истребовал у Общества документы для ее проведения, Общество может правомерно полагать камеральную налоговую проверку завершенной, а доначисление по ее результатам сумм налога, пени и санкций – невозможным, когда акт налоговой проверки не представлен Обществу в течение трех месяцев и пятнадцати рабочих дней с даты представления налоговой декларации.