Сервис звонка с сайта RedConnect
(495) 917-27-78
621-59-77
Москва, метро Китай-город, ул. Солянка, д.9, стр.1
Главная >>> Пресс-центр >>> Статьи 2010 года >>> УТОЧНЯЯ ДЕКЛАРАЦИЮ, УМЕНЬШАЕМ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

УТОЧНЯЯ ДЕКЛАРАЦИЮ, УМЕНЬШАЕМ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

УТОЧНЯЯ ДЕКЛАРАЦИЮ, УМЕНЬШАЕМ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

СТАТЬЯ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

Исчисляя суммы налогов, причитающиеся к уплате в бюджет, организации не редко «страхуются» от налоговых рисков, добровольно принимая решение не уменьшать налогооблагаемую прибыль на всякого рода «сомнительные» расходы или отказываясь от части налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Например, организация приобрела консультационные услуги по составлению бизнес-плана (технико-экономического обоснования) организации нового производства. В действительности, изучив сам  изготовленный бизнес-план, организация приняла решение организацию нового производства не затевать, а расходы на подготовку бизнес-плана решили не учитывать при исчислении налога на прибыль, сомневаясь в их экономической оправданности.

Заметим, что такими действиями организация создает себе резервы уменьшения налоговых обязательств в будущем. При возникновении острой ситуации остается только грамотно ими воспользоваться.

Рассмотрим пример. Организацией были представлены налоговые декларации по налогу на прибыль с суммой причитающегося к уплате налога на прибыль за 2007 год – 6 000 руб., за 2008 год – 3 000 руб., за 2009 год – 1 500 руб. Налог в перечисленных суммах уплачен. 

После этого у организации проходит выездная налоговая проверка за 2008 и 2009 годы. По вынесенному налоговым органом акту налоговой проверки организации предлагается доплатить налог на прибыль за 2008 год в сумме 2 000 руб., за 2009 год – в сумме 1 000 руб. штраф за неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы в сумме 600 руб., соответствующую сумму пени за просрочку уплаты налога.

Это тот самый «острый момент», в который организация вспоминает, что ранее, в 2007 году при исчислении налога на прибыль ей не были учтены упомянутые выше расходы на подготовку бизнес-плана, что эти расходы на самом деле отвечали требованию экономической оправданности и налогооблагаемая прибыль за 2007 год может быть уменьшена на сумму этих расходов по уточненной декларации.

Отметим, что экономическая оправданность подобных расходов, которые фактически не принесли налогоплательщику дохода подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 4.07.07 г. № 320-О-П. Конституционный Суд указал, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих именно о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, а не о фактическом результате этой деятельности.

Представление уточненной декларации по налогу на прибыль за 2007 год позволяет уменьшить сумму налога к уплате за этот период, допустим на 3 000 руб.

От представления уточненной декларации за 2007 год до вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки за 2008 – 2009 годы, организация получает следующий эффект. У нее образуется переплата по налогу на прибыль по сроку уплаты 28.03.08 г. в сумме 3 000 руб. Соответственно отпадают основания для взыскания пени за просрочку уплаты налога на прибыль, так как пени начисляются только при наличии недоимки по налогу (п. 1 и 3 ст. 75 НК РФ,  п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Не возникает оснований и для привлечения организации к ответственности за неполную уплату налога на прибыль за 2008 – 2009 годы в сумме 600 руб., так как данный штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ также применяется только при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу (п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 г. № 5). Нормы пункта 4 статьи 81 НК РФ в данном случае также не препятствует освобождению организации от уплаты штрафа, так как уточненная декларация подается не за тот период, за который проводится выездная налоговая проверка, а за предшествующий ему. В свою очередь сумма образовавшейся переплаты по налогу на прибыль за 2007 год засчитывается в счет уплаты сумм налога на прибыль, доначисленных по результатам налоговой проверки за 2008 – 2009 годы. Причем зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по этому же или другому налогу налоговые органы обязаны проводить самостоятельно, без представления налогоплательщиком заявления о проведении зачета (п. 5, 7 ст. 78 НК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 8.02.07 г. № 381-О-П, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 7.12.07 г. № А17-1004/2007-1011/2007).

Наличие у налогового органа именно обязанности производить зачет излишне уплаченных сумм недоимки имеет принципиальное значение и приводит к существенному расширению возможностей налогоплательщиков уменьшить суммы налоговых обязательств путем подачи уточненных деклараций.

Дело в том, что налогоплательщик вправе представить, а налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии уточненной декларации, независимо от срока, который истек с даты подачи основной декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ, Постановления ФАС Дальневосточного округа 3.11.06 г. № Ф03-А16/06-2/4037, Московского округа от 28.02.07 г. № КА-А40/886-07).

Кроме этого, п. 7 ст. 78 НК РФ устанавливает трехлетний срок давности только на представление заявлений о зачете излишне уплаченных сумм налога самим налогоплательщиком. Самостоятельный же зачет имеющейся у налогоплательщика переплаты по налогам должен осуществляться налоговым органом без ограничения по давности возникновения переплаты. Главное, чтобы на дату проведения такого зачета за истечением срока давности не было утрачено право налогового органа на взыскание той недоимки, в счет погашения которой производится зачет излишне уплаченных сумм. На это указал Конституционный Суд РФ в упомянутом выше Определении от 8.02.07 г. № 381-О-П).

Однако в судебной практике встречается и искаженное толкование положений данного Определения, касающихся срока давности проведения зачета излишне уплаченных сумм налогов. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.12.09 г. № А05-10308/2009 суд кассационной инстанции со ссылкой на указанное Определение Конституционного Суда РФ указал, что «положения пунктов 5 и 7 статьи 78 НК РФ не предполагают, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в погашение задолженности по налогу (пеням), в случае истечения трехлетнего срока со дня уплаты налога». В действительности в данном Определении Конституционный Суд РФ указывал на невозможность проведения зачета излишне уплаченных сумм налога только в том случае, когда истек установленный НК РФ срок давности для взыскания той суммы налога, в счет уплаты которой производится зачет излишне уплаченного налога.

Федеральный закон от 27.07.10 г. № 227-ФЗ фактически подтвердил возможность представления уточненной налоговой декларации за любой период, независимо от давности его истечения. В случае предоставления налогоплательщиком такой уточненной декларации налоговый орган наделен правом проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика за тот налоговый период, за который она представлена, несмотря на то, что с даты истечения этого налогового периода истекло более трех лет. Соответствующие изменения внесены данным Законом в п. 4 ст. 89 НК РФ.

Таким образом, описанного выше экономического эффекта налогоплательщик сможет добиться и в том случае, когда ошибочное завышение налоговой базы было допущено им и в 2006-м, и в более ранние годы.

Материал подготовлен специалистами

Аудиторской фирмы «Стимул»