Сервис звонка с сайта RedConnect
(495) 917-27-78
621-59-77
Москва, метро Китай-город, ул. Солянка, д.9, стр.1
Главная >>> Пресс-центр >>> Статьи 2010 года >>> Об отказе налогового органа по вычете НДС по счетам-фактурам

Об отказе налогового органа по вычете НДС по счетам-фактурам

Вопрос:

Существует ли риск отказа налогового органа в праве на вычет НДС по счетам-фактурам, в которых отсутствует:

а) номер и дата платежно-расчетного документа на уплату аванса;

б) расшифровки подписи руководителя и главного бухгалтера

Ответ:

Номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) является обязательным реквизитом счета-фактуры (пп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ).

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (п. 6 ст. 169 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 г. № 318-ФЗ) «Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом».

Ранее, до принятия Федерального закона от 17.12.2009 г. № 318-ФЗ п. 2 ст. 169 НК РФ действовал в следующей редакции: «Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом».

В соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 17.12.2009 г. № 318-ФЗ «положения … пункта 2 статьи 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2010 года».

Понятие «правоотношений» (отдельных правоотношений) НК РФ не определено. В связи с этим, по нашему мнению, возможно двоякое толкование новой нормы п. 2 ст. 169 НК РФ:

а) как допускающее несущественные ошибки в счетах-фактурах, подтверждающих налоговые вычеты, заявленные налогоплательщиком с 1 января 2010 года;

б) как допускающее несущественные ошибки в счетах-фактурах, установленные по решениям налоговых органов, вынесенным после 1 января 2010 года.

Буквальное содержание рассматриваемой нормы указывает на то, что она регулирует права налоговых органов по отказу в налоговых вычетах, а не право налогоплательщика заявлять вычеты по неверно оформленным счетам-фактурам в налоговой декларации. При этом отношения налоговых органов в налогоплательщиков, связанные с проведением налоговых проверок образуют отдельную область налоговых правоотношения, связанную с применением их участниками особых прав и обязанностей. Данные доводы свидетельствуют в пользу второго варианта применения новой нормы п. 2 ст. 169 НК РФ.

Вместе с тем доначисление налоговым органом налога к уплате в бюджет (в том числе в результате отказа в налоговом вычете) не изменяет срока уплаты налога, что следует из содержания ст. 55, 57 НК РФ. Данный довод свидетельствует в пользу толкования новой нормы п. 2 ст. 169 НК РФ по первому варианту.

Судебная практика применения п. 2 ст. 169 НК РФ в новой редакции до настоящего времени, разумеется, еще не сформировалась.

На основании изложенного у налогоплательщика, заявлявшего в 2006 – 2009 годах налоговые вычеты по счетам-фактурам, не содержащим номера расчетно-платежного документа (при оплате приобретенных товаров, работ и услуг авансом) имеется реальный налоговый риск.

Что касается отсутствия расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера в счетах-фактурах, то данное обстоятельство само по себе не является основанием для отказа в вычете налога на добавленную стоимость в периодах действия как новой, так и прежней редакции п. 2 ст. 169 НК РФ (см. Определения ВАС РФ от 25 августа 2008 г. № 10415/08, от 7 февраля 2008 г. № 281/08).

Вместе с тем, в Определении ВАС РФ № 281/08 суд, отклоняя довод налогового органа об отсутствии расшифровки подписи в счете-фактуре принял во внимание отсутствие в деле доказательств того, что выставленные налогоплательщику счета-фактуры подписаны неуполномоченными лицами. По смыслу указанного если в результате отсутствия расшифровки подписи в счете-фактуре в сопоставлении его с другими имеющимися у налогоплательщика документами не представляется возможным установить, что данная подпись действительно принадлежит уполномоченному работнику поставщика, то данное обстоятельство действительно может служить основанием для отказа в налоговом вычете.