Сервис звонка с сайта RedConnect
(495) 917-27-78
621-59-77
Москва, метро Китай-город, ул. Солянка, д.9, стр.1
Главная >>> Пресс-центр >>> Статьи 2010 года >>> О применении базовых норм расхода топлива при наличии на балансе Общества автомобиля

О применении базовых норм расхода топлива при наличии на балансе Общества автомобиля

Вопрос:

У Общества на балансе числиться легковой автомобиль. Необходимо ли применять для целей налогообложения прибыли базовую норму расхода топлива, установленную распоряжением Минтранса России?

Ответ:

В зависимости от назначения используемого транспорта расходы организации на приобретение горюче-смазочных материалов учитываются либо в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ), либо в составе расходов на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но в любом случае они должны быть документально подтверждены и обоснованны. Каких-либо дополнительных условий для признания расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль глава 25 НК РФ не содержит.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами. Они принимаются к учету, если составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. А документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать реквизиты, установленные статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Первичным документом, подтверждающим произведенные расходы на ГСМ, является путевой лист. В частности, в путевом листе легкового автомобиля (форма N 3) отражаются остатки ГСМ при выезде и возвращении, расход горючего по норме и фактический, показания спидометра и маршрут движения и др.

Высший Арбитражный Суд пришел к выводу, что Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает нормирования расходов на горюче-смазочные материалы. И если произведенные затраты на ГСМ экономически обоснованны и документально подтверждены, то они учитываются при исчислении налога на прибыль.

Представители ФНС России считают, что, с одной стороны, использование Норм расхода топлив и ГСМ, утв. Минтрансом России, исключительно для целей налогообложения прибыли налоговым законодательством не предусмотрено. С другой стороны, для экономического обоснования расходов по содержанию служебного транспорта применяются именно данные Нормы. Если автомобиль фактически потребляет больше ГСМ, чем предусмотрено для такой марки автомобиля, компания вправе установить повышенные нормы, обосновав их увеличение (например, на основании заключения станции технического обслуживания, произведенного капитального ремонта и т.п.). Организация, утвердив собственные нормы (путем замеров, заключений экспертиз, станций техобслуживания и т.п.), может списывать ГСМ на расходы в этих пределах.

По мнению Минфина России, при определении обоснованности для целей налогового учета произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля необходимо учитывать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, установленные Минтрансом России. И только в отношении автомобилей, нормы расхода топлива и смазочных материалов для которых не утверждены, Минфин разрешает руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля. Однако следует отметить, что после вынесения Высшим Арбитражным Судом Определения об отсутствии оснований для применения Норм расхода ГСМ для целей налогообложения Минфин РФ больше не издавал писем с разъяснениями о необходимости их применения.

В связи с этим риск доначисления Обществу налога на прибыль по основанию неприменения Норм расхода ГСМ оценивается нами как незначительный.

В целом степень существенности и приемлемости налогового риска налогоплательщик оценивает для себя самостоятельно. С учетом изложенного рекомендуем Обществу самостоятельно принять решение о применении Норм расхода ГСМ для целей налогообложения.

Одновременно сообщаем, что Нормы расхода топлив для автомобилей, утвержденные Минтрансом РФ предусмотрено, что при использовании кондиционера или установки "климат-контроль" при движении автомобиля норма расхода ГСМ может быть увеличена до 7% от базовой нормы.