Сервис звонка с сайта RedConnect
(495) 917-27-78
621-59-77
Москва, метро Китай-город, ул. Солянка, д.9, стр.1
Главная >>> Пресс-центр >>> Статьи 2010 года >>> О назначении и приостановлении налоговой проверки

О назначении и приостановлении налоговой проверки

Вопрос:

15 января 2010 года нам была назначена выездная налоговая проверка.

12 февраля 2010 года - проверку приостановили

19 апреля 2010 года – возобновили

21 апреля 2010 гола - опять приостановили и до сих пор от них нет ни каких сведений.

Вопрос: какие наши действия? Пол года истекают 15 июля, да и как-то не хочется быть в "подвешенном" состоянии и дальше, возможно есть какие-то пути решения?

Ответ:

«Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов» (п. 6 ст. 89 НК РФ).

«Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев» (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Таким образом, совокупный срок проведения и приостановления выездной налоговой проверки составляет:

- 8 месяцев (= 2 месяца проведения проверки + 6 месяцев приостановления проверки), если срок проведения выездной проверки не продлялся;

- до 12 месяцев (= 6 месяца проведения проверки + 6 месяцев приостановления проверки), если срок проведения проверки был продлен.

В настоящее время не истек даже общеустановленный совокупный срок проведения и приостановления проверки, составляющий 8 месяцев.

Порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырех или шести месяцев в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ установлен приложением 2 к Приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

В соответствии с этим Приказом перечень оснований для продления срока проведения выездной налоговой проверки фактически не ограничен (см. пп. 6 п. 3 приложения 2 к этому Приказу). Однако решение о продлении выездной налоговой проверки на указанный срок выносится Управлением ФНС России по запросу налогового органа, производящего проверку Общества.

Если установленный п. 6 и 9 ст. 89 НК РФ срок на проведение и приостановление проверки (в совокупности) все же истечет, то наступят следующие последствия. В соответствии с п. 15 ст. 89 НК РФ в последний день проверки в соответствии с установленным сроком налоговый орган обязан составить справку о проведенной проверке и вручить ее Обществу и в течение двух месяцев со дня представления указанной справки составить акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

При этом Налоговый кодекс РФ не устанавливает последствий несоблюдения налоговым органом сроков проведения выездной проверки и составления акта налоговой проверки. То есть данные сроки не являются пресекательными, а их несоблюдение не влечет безусловной отмены решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки, произведенной с нарушением сроков, установленных ст. 89 и 100 НК РФ. Такой подход к оценке последствий пропуска налоговым органом сроков проведения выездной проверки подтверждается, в частности, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 27 января 2003 года № А31-2756/1.

Вместе с тем пропуск налоговым органом срока проведения выездной налоговой проверки сокращает возможности привлечения Общества к ответственности за налоговые правонарушения, выявленные в результате такой проверки. Так, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. № 14-П, «недопустимо привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности на основании доказательств, полученных с нарушением установленных статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации сроков выездной налоговой проверки».

По нашему мнению, данное положение означает, что при пропуске налоговым органом срока проведения проверки, Общество не может быть привлечено к ответственности на основании доказательств (например, ответов контрагентов Общества и других налоговых органов), полученных по истечении установленных сроков проверки. Вместе с тем за нарушения, установленные той же проверкой, но подтвержденные доказательствами, полученными в пределах законных сроков ее проведения, Общество может быть привлечено к ответственности в общеустановленном порядке.

Кроме этого следует помнить, что «лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности)» (п. 1 ст. 113 НК РФ). Данная норма также сокращает возможность налогового органа по привлечению налогоплательщика к налоговой ответственности в случае затягивания проверки.

Например, допустим, что налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки выявил занижение налогоплательщиком налоговой базы по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2007 год. Датой совершения данного налогового правонарушения является дата представления налоговой декларации за 2007 год – 20 января 2008 года. Если бы решение по данной выездной проверки было бы вынесено, например, в настоящее время, налогоплательщик мог бы быть привлечен к ответственности по ст. 122 НК РФ в общеустановленном порядке. Однако если выездная проверка налогоплательщика по НДС за 2007 год, начатая 15.01.2010 г., с учетом приостановления и продления сроков ее проведения затянется на 12 месяцев (до 15.11.2011 года), то с учетом дополнительного срока, предоставленного хотя бы для представления налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ), решение, вынесенное по такой проверки уже не может содержать положения о привлечении налогоплательщика к ответственности за занижение суммы НДС, начисленного к уплате в бюджет за четвертый квартал 2007 года.