Сервис звонка с сайта RedConnect
(495) 917-27-78
621-59-77
Москва, метро Китай-город, ул. Солянка, д.9, стр.1
Главная >>> Пресс-центр >>> Статьи 2009 года >>> Деятельность ИП

Деятельность ИП

Вопрос:

1. Индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в ИФНС № 15, имеет киоск в метрополитене на территории подведомственной ИФНС № 33. В данной торговой точке он осуществляет продажу товаров за наличный расчет с применением контрольно-кассовой техники (ККТ). Представители ИФНС № 33 произвели контрольную закупку. По данной закупке Индивидуальный предприниматель пробил кассовый чек и выдал его проверяющим. Далее проверяющие хотели сумму наличности в кассе сопоставить с X-отчетом (т.е. промежуточным). Этого им сделать не удалось, так как при кассовом аппарате отсутствовал денежный ящик.

Индивидуальному предпринимателю вручен Акт о результатах проверки, в котором отмечена невозможность составления акта по форме КМ-9 в силу отсутствия денежного ящика в комплектации ККТ. В том же Акте индивидуальному предпринимателю предложено явиться в ИФНС № 33.

Вопрос: правомерны ли действия ИФНС № 33 и каковы будут последствия для ИП, если он проигнорирует данное Предписание.

2. ИП зарегистрирован сам и его кассовый аппарат на территории Московской области. Свою предпринимательскую деятельность с привлечением наемных работников собирается осуществлять на территории г. Москвы.

Вопрос: необходимо ли ему проходить процедуру регистрации (его самого и его кассового аппарата) в г. Москве? Какую налоговую отчетность и куда (в МО или в г. Москва) ему необходимо представлять, если он применяет УСН и использует труд наемных работников?

Ответ:

1. Согласно ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст. 128 НК РФ неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

Согласно Акту № 0351488 от 15.09.09 г. в ходе проверки выполнения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» инспекторами ИФНС № 33 г. Москвы не был составлен Акт о проверке наличных денежных средств кассы по форме № КМ-9 по причине отсутствия денежного ящика у кассового аппарата.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 23.07.07 № 470 «Об утверждении положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями», утверждает требования к используемой ККТ, но не содержит требования об обязательном наличии в ее комплектации денежного ящика.

Согласно ст. 8 Постановления Правительства РФ от 23.07.07 № 470 паспорт контрольно-кассовой техники содержит сведения об этой технике, в том числе отметки о ее регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке средств визуального контроля, наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации данной техники.

Контрольно-кассовый аппарат «Меркурий 115Ф» включен в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до 01.01.2010 года. Согласно техническим характеристикам, данная ККТ может поставляться как оборудованная денежным ящиком, так и без него.

Таким образом, индивидуальному предпринимателю следует явиться в ИФНС № 33 в установленное время для дачи необходимых разъяснений работникам налогового органа и иметь при себе оригинал паспорта ККТ.

Рисков привлечения предпринимателя к какой-либо ответственности в связи с данным визитом в налоговый орган мы не усматриваем.

2. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ.

При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна:

  • быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;
  • быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
  • иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

Согласно п. 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470, регистрация ККТ индивидуальных предпринимателей осуществляется по месту их жительства (см. также Письмо УФНС по г. Москве от 31.01.2008 № 22-12/7860).

В соответствии со ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии с п.1 ст.83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики - физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Учитывая изложенное, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в налоговых органах других субъектов Российской Федерации по месту своего жительства, не подлежат постановке на учет в налоговых органах г. Москвы, за исключением случая, когда на территории г. Москвы находятся недвижимое имущество и транспортные средства, принадлежащие индивидуальному предпринимателю и подлежащие налогообложению.

В соответствии со ст. 346.23 НК РФ налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, помимо налога при упрощенной системе, уплачивают следующие налоги и взносы и подают сведения (по месту своей регистрации):

  • страховые взносы в бюджет ПФР на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа (за себя). Фиксированные платежи не связаны с доходом индивидуального предпринимателя, поэтому подлежат уплате независимо от размера полученного дохода от предпринимательской деятельности в данном налоговом периоде, а также от того, осуществлялась ли предпринимательская деятельность в данном налоговом периоде. Фиксированный платеж можно уплачивать частями в течение года в суммах не менее месячного размера платежа или можно внести единовременно за год в сумме, равной годовому размеру платежа, не позднее 31 декабря текущего календарного года. Это разрешено Правилами уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 г. № 582;
  • взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат работникам по тарифам, установленным пп. 1 п. 2 ст. 22 Закона № 167-ФЗ. Страховые взносы в ПФР платятся ежемесячно в день выплаты заработной платы, но не позднее 15-го числа следующего месяца (п. 2 ст. 24 Закона № 167-ФЗ). Ежеквартально представляется Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, форма которого утверждена Приказом Минфина России от 24 марта 2005 г. № 48н;
  • НДФЛ, удержанный с заработной платы работников (ст. 226 НК РФ). Индивидуальные предприниматели исполняют обязанности налогового агента по НДФЛ и обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату зарплаты (или дня перечисления на счета работников). В соответствии со ст. 230 НК РФ налоговые агенты не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, обязаны по истечении года представлять в налоговые органы сведения о доходах, выплаченных физическим лицам по форме № 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица», утвержденной Приказом ФНС России № САЭ-3-04/706@;

Предприниматели, применяющие УСН и использующие труд работников, должны своевременно отчитываться перед территориальными отделениями Фонда социального страхования о суммах, израсходованных на социальное страхование, и уплачивать взносы на страхование от несчастных случаев на производстве. Форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ (форма N 4-ФСС РФ) и Порядок ее заполнения утверждены Постановлением ФСС РФ от 22 декабря 2004 г. № 111 (с изм. и доп. от 31 июня 2006 г., 19 января 2007 г.).